Определение Восьмого КСОЮ от 5 августа 2025 г. N 8Г-10400/2025

В суде рассматривался спор о правомерности увольнения работника по подп. "в" п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ - в связи с разглашением охраняемой законом тайны. В основу решения работодателя о применении к работнику такого вида дисциплинарного взыскания легли результаты внутренней проверки, в рамках которой было установлено, что работник в нарушение трудового договора, должностной инструкции, соглашения о конфиденциальности и внутренних документов компании неоднократно пересылал конфиденциальные документы и информацию, в том числе относящиеся к коммерческой тайне и содержащие персональные данные других работников, на сторонний адрес в сервисе Telegram.

Работник же свои действия незаконным не считал, ссылаясь на то, что документы он отправлял на свой собственный телеграм-аккаунт, никакие третьи лица доступа к такой информации в результате его действий не получили.

Тем не менее суды трех инстанций оказались едины во мнении о законности увольнения работника. Судьи исходили из того, что отправка информации на личный телеграмм-аккаунт создает условия для ее дальнейшего неконтролируемого распространения, поскольку обладатель информации уже не может в полной мере определять условия и порядок доступа к ней в дальнейшем. В связи с этим отправка на внешний (личный) телеграмм-аккаунт конфиденциальной информации является разглашением такой информации независимо от того, имел ли место факт ознакомления с ней третьих лиц.

Отметим, что свои решения суды принимали в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 25-П. В нем орган конституционного контроля, выявляя конституционно-правовой смысл пункта 5 статьи 2 Закона об информации, заключил, что данная норма позволяет рассматривать как нарушение прав и законных интересов обладателя информации действия гражданина, осуществившего - вопреки установленному правовыми, в том числе локальными, актами (с которыми гражданин был ознакомлен) и (или) договорами запрету - передачу информации с адреса электронной почты, контролируемой обладателем информации, на свой (личный) адрес электронной почты, если обладатель информации принял все необходимые меры, исключающие несанкционированный доступ к этой информации третьих лиц.