В Госдуму   внесен законопроект, направленный на приведение норм Семейного Кодекса РФ, регулирующих имущественные отношения супругов, в соответствие с правилами гражданского законодательства. Также в нем содержатся положения, уточняющие отдельные нормы Основ законодательства РФ о нотариате, Закона о банкротстве, Закона о государственной регистрации недвижимости и Закона об актах гражданского состояния.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/835938-7

Отметим основные из проектируемых нововведений:

- в п. 2 ст. 34 СК РФ предлагается уточнить, что в состав общего имущества супругов входят движимые и недвижимые вещи, имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйственных обществ, паи в производственных кооперативах) и общие обязательства супругов. Это, как поясняют авторы поправок, сделает более четким описание в законе конструкции отношений общей совместной собственности супругов. Кроме того, такое описание будет соответствовать действующей редакции ст. 128 ГК РФ;

- планируется включить в ст. 38 СК РФ положение о том, что соглашение супругов или судебный акт о разделе общего имущества супругов должны определять доли супругов во всем их общем имуществе и перечень объектов из состава общего имущества супругов, которые передаются одному из супругов в счет установленной его доли в общем имуществе.

Кроме того, в этой же статье предлагается закрепить порядок раздела тех объектов из состава общего имущества супругов, раздел в натуре которых между супругами невозможен или повлечет несоразмерное уменьшение их стоимости (неделимые и сложные вещи, права участия в хозяйственном обществе в размере не менее чем 10% от уставного капитала и другие);

- предложен механизм защиты супруга лица, которое совершает сделку по распоряжению общим имуществом. В частности, в п. 2 ст. 39 СК РФ планируется уточнить, что совершение на невыгодных условиях сделок по отчуждению общего имущества без необходимого согласия второго супруга, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию второго супруга, является основанием для уменьшения размера доли в общем имуществе, причитающейся супругу-отчуждателю;

- ряд проектируемых поправок касается возможности признания недействительным нотариально удостоверенного брачного договора между супругами.

Разработчики поправок поясняют, что согласно действующим положениям СК РФ, заключенный между супругами брачный договор может быть впоследствии признан судом недействительным, если его условия поставили одного из них в крайне неблагоприятное положение. При этом судом исследуются обстоятельства, сложившиеся спустя годы после заключения договора. Такая возможность признания недействительным нотариально удостоверенного договора между супругами создает неопределенность в правоотношениях между ними. Заключая брачный договор, они не могут быть уверены, что при разделе их имущества судом будут применены именно положения договора. Кроме того, данная норма ставит под удар интересы третьих лиц, которые полагались на существование брачного контракта при вступлении в договорные отношения с одним из супругов.

Законопроект предлагает изменить этот подход, уточнив содержание статей 42 и 44 СК РФ, обеспечив тем самым действие принципа "договоры должны соблюдаться". В то же время он не отменяет право одного из супругов на предъявление требования о признании брачного договора недействительным по иным основаниям. Например, в случаях, когда брачный договор оказался кабальной сделкой;

- предложен механизм защиты имущественных прав супругов при банкротстве одного из них в случае, когда супруги не разделили имущество ранее либо если брачным договором не предусмотрен иной по сравнению с общей совместной собственностью супругов режим их имущества. Предполагается ввести правило, согласно которому сначала следует выделять долю супруга-должника в общем имуществе и только потом - обращать взыскание по его обязательствам на эту долю.

По существующим же правилам финансовый управляющий включает в конкурсную массу супруга-должника все общее имущество обоих супругов, производит реализацию этого имущества и лишь в том случае, если после этой реализации и удовлетворения требований кредиторов в пределах доли супруга-должника остаются какие-то средства, эти средства выдаются супругу должника. Данная процедура, как отмечают авторы проекта, практически полностью игнорирует интересы супруга должника;

- планируется дополнить Закон о банкротстве правилами о возможности совместного банкротства супругов, имеющих общие долги, по их заявлению;

- госрегистрацию права общей совместной собственности на недвижимое имущество, в случае его возникновения в силу закона, предлагается проводить как на основании заявления одного из супругов, так и на основании решения госрегистратора.

Поясняется, что согласно действующим положениям Закона о государственной регистрации недвижимости, возникшее в силу закона право общей совместной собственности супругов на объект отражается в реестре (ЕГРН) только, если супруг-приобретатель прямо просит об этом в своем заявлении. Это создает большие риски нарушения прав супруга, чьи права на недвижимость не указаны в реестре, а также риски нарушения интересов приобретателей такой недвижимости, полагающихся на неполные данные реестра. Проектируемое уточнение даст возможность отразить в ЕГРН права на недвижимость второго супруга.

Предусмотрен ряд иных изменений.

В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2020 года (с учетом ряда переходных положений).

Источник ГАРАНТ