Проект федерального закона 1080538-8

В Госдуму поступил проект поправок к КоАП РФ (одобрен Правительством РФ), который предполагает составление единого протокола о двух и более административных правонарушениях.

Такой протокол, согласно проекту, нужно составлять в трех случаях:

- если дела возбуждаются в отношении и организации, и ее руководителя / работника, притом по одному и тому же факту. Например - продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему, часто за это наказывают и продавца/ кассира (не проверил возраст покупателя), и сам магазин (не принял всех зависящих мер);

- если дело возбуждается в отношении одного нарушителя за одно его действие или бездействие, если в нем нарушитель смог собрать составы разных правонарушений КоАП РФ, все из которых рассматривает один и тот же орган, судья, должностное лицо (например, нарушение санитарных норм и Техрегламента о безопасности пищевой продукции, ч. 1 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ);

- если дело возбуждается в отношении лица, которое совершило несколько одинаковых правонарушений, но все они выявлены во время одной проверки или иного КНМ одним надзорным органом в ходе осуществления им государственного / муниципального надзора или контроля.

Вместе с этим единым протоколом нужно сформировать и единые материалы о таких правонарушениях. Затем этот протокол и материалы нужно направить в суд, в орган или должностному лицу, которое будет их рассматривать. Направление единого протокола о нескольких АП, совершенных одним лицом, вопросов не вызывает. А вот куда направлять единый протокол по нарушениям организации и работника, если их должны рассматривать, по общему правилу, арбитражный суд и мировой? К сожалению, этот вопрос проектом не урегулирован.

Если в нарушение норм о едином протоколе было составлено несколько самостоятельных протоколов по АП, каждый из них будет направлен для рассмотрения разным адресатам. В таком случае любой судья, орган и должностное лицо, получив "неправильный" протокол вместо единого, сам - или по ходатайству участников дела, - должен истребовать второй (и последующие, если есть) протокол и материалы у тех судов, органов и должностных лиц, где они находятся (правда, должностные лица и органы могут истребовать протоколы и материалы только у других органов и должностных лиц, а не у суда). На то время, пока истребованные протокол и материалы путешествуют, приостанавливается срок давности привлечения к ответственности - притом для всех разрозненных протоколов, которые нужно было оформлять как единый.

А затем - именно тот судья (орган, должностное лицо), который истребовал и получил второй протокол и материалы, должен рассмотреть или даже пересмотреть все дела об АП, вытекающие из "своего" и истребованного протоколов. То есть дело о наказании работника организации может быть рассмотрено в арбитражном суде (или наоборот, если мировой судья будет проворнее). При этом как быть, если, например, оба судьи одновременно обнаружили, что поступивший к ним протокол следовало оформлять по правилам о едином протоколе и поэтому одновременно вынесли определения об истребовании второго протокола друг у друга?

Наконец, нарушение правил об оформлении единого протокола, согласно проекту, - основание для отмены постановления об АП и возвращения дела на новое рассмотрение.

Нормы о едином протоколе хотят ввести в действие с 01.01.2027.