В новом Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, о котором мы рассказывали ранее, Президиум ВС РФ отдельный раздел отвел разъяснениям, касающимся применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Он состоит из 6 пунктов. Остановимся на них подробнее.

В частности, ВС РФ отметил, что и после 12 мая 2020 года остаются актуальными его апрельские разъяснения о том, что в условиях применения ограничительных мер, связанных с COVID-19, суд вправе по каждому уголовному делу или материалу, требующему безотлагательного рассмотрения, принять решение о проведении всего судебного разбирательства с использованием систем видеоконференц-связи. При этом в постановлении о назначении судебного заседания суд должен пояснить основания, по которым уголовное дело или материал подлежит безотлагательному рассмотрению, и организовать его рассмотрение с соблюдением требований справедливого судебного разбирательства. В частности, у обвиняемого, равно как и у потерпевшего, должна быть возможность следить за ходом судебного процесса, видеть и слышать участников судебного заседания, задавать им вопросы, быть заслушанным сторонами и судом. Обвиняемому, к тому же, должно быть обеспечено на квалифицированную юридическую помощь, включая возможность конфиденциально общаться со своим защитником, например, по телефону.

Здесь же приведен ответ на вопрос о том, может ли суд в период действия режима повышенной готовности рассмотреть вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого (обвиняемого) по видеоконференц-связи. Как пояснил ВС РФ, это возможно, если суд признал ходатайство органа предварительного расследования об избрании данной меры пресечения требующим безотлагательного рассмотрения и при условии соблюдения требований справедливого судебного разбирательства.

Утвердительно ВС РФ ответил и на вопрос о том, может ли суд принять решение о рассмотрении уголовного дела или материала с использованием систем видеоконференц-связи, если одна или обе стороны против этого возражают (мы уже упоминали об этой правовой позиции ранее). Он пояснил, что наличие указанных возражений не является препятствием для принятия судом такого решения. Определение порядка проведения судебного разбирательства в данном случае относится к исключительной компетенции суда, который должен исходить из необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства.

В то же время необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников судебного заседания в условиях применения мер ограничительного характера по противодействию распространению COVID-19, согласно разъяснениям ВС РФ, не является основанием для проведения закрытого судебного заседания.

Также в Обзоре пояснено, кто вправе удостоверить личность заявителя, если в период действия режима повышенной готовности суд по системе видеоконференц-связи рассматривает материалы, связанные с судебным контролем в досудебном производстве или с исполнением приговора. Как отметил ВС РФ, в таком случае судья суда по месту нахождения заявителя или иного участника рассмотрения материала вправе поручить произвести эти действия помощнику судьи или секретарю судебного заседания.

Приведен в Обзоре и ответ на вопрос о том, могут ли быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических правил граждане, инфицированные COVID-19 или контактировавшие с такими лицами. Как пояснил ВС РФ, если гражданин, зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п., то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции частей 1-3 статьи 236 УК РФ, состоящих в причинной связи с допущенными им нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по соответствующей части статьи 236 УК РФ, а при создании вследствие таких нарушений реальной угрозы наступления последствий в виде массового заболевания людей - по части 1 этой статьи.

Источник ГАРАНТ