Адвокатам в уголовном судопроизводстве предоставлены дополнительные гарантии независимости

Федеральный закон от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ

В УПК РФ внесены поправки, направленные на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

УПК РФ дополнен новой статьей, определяющей особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. Установлено, что обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), могут производиться с соблюдением одновременно следующих условий:

- только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном ч. 1 ст. 448 УПК РФ;

- на основании постановления судьи о разрешении таких действий;

- в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производятся указанные следственные действия, обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну (или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты).

В постановлении судья должен указать данные, служащие основанием для производства соответствующих следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота.

В ходе обыска, осмотра и (или) выемки в помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.

Однако предусмотрено и исключение. Осмотр жилых и служебных помещений без соблюдения вышеперечисленных условий (до возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого и вынесения судьей постановления о разрешении производства следственного действия) может быть произведен в случае, когда в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления.

В целях устранения формальных препятствий для вступления адвоката в уголовное дело и исключения практики использования разрешительного порядка его допуска к участию в деле внесены изменения в ст. 49 УПК РФ, согласно которым адвокат "вступает" в уголовное дело, а не "допускается" к участию в нем, и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в дело. С этого момента на адвоката распространяются правила о неразглашении данных предварительного расследования.

Части 3 и 4 ст. 50 УПК РФ дополнены положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд при принятии мер по назначению защитника руководствоваться порядком, определенным советом Федеральной палаты адвокатов.

В ст. 56 УПК РФ внесены изменения, допускающие возможность допроса адвоката в случае, если о допросе в качестве свидетеля ходатайствует сам адвокат с согласия и в интересах подозреваемого, обвиняемого, а также лица, которому адвокат оказывал юридическую помощь.

К перечню недопустимых доказательств, закрепленному в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, отнесены также предметы, документы или сведения, входящие в производство адвоката по делам его доверителей, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, за исключением предметов и документов, указанных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ.

Статья 159 УПК РФ дополнена положением, согласно которому защитнику не может быть отказано в участии в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству самого подозреваемого или обвиняемого (исключение - случай, предусмотренный ч. 3 ст. 11 УПК РФ). При этом неявка защитника, своевременно извещенного о месте и времени производства следственного действия, не является препятствием для производства такого действия.

Кроме того, поправками предусматривается, что лицам, указанным в ч. 2 ст. 159 УПК РФ (подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям), не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела доказательств, в том числе заключений специалистов, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами.

Внесен также ряд других изменений.